Психология и память

память-и-психология

Память – одно из наиболее удивительных свойств мозга, часто бывает существенно недооценена, учитывая роль психологии в современной жизни. Именно память помогает сохранять собственную идентичность, узнавать окружающих людей, запоминать теоретические и практические знания. По многим причинам с возрастом память ухудшается, и одна из них – умственная усталость и неспособность думать слишком много. В ряде случаях определённые люди, события и другие причины могут запускать воспоминание, которое кажется алогичным и забытым, хотя в действительности оно хранится в глубоких уголках памяти.

Память – явление чрезвычайно сложное, полностью зависящее от ума того, кто думает. Люди могут пережить событие и захотеть помнить о нём по многим причинам. Тот, кто боится огня, может ассоциировать фейерверк с плохими воспоминаниями, тогда как тот, кому фейерверк нравится, хочет видеть его как можно чаще. Следовательно, психология индивидуума определяет умственные процессы, связанные с памятью. В некоторых случаях бывает так, что люди не могут отличить, является ли то, что они помнят, действительностью, мечтой или идеей, которую они предпочитают хранить в течение времени. Эта неразбериха также является следствием субъективной психологии человека.

Память сама по себе весьма субъективна. Говорят, что человек обладает хорошей памятью, если он способен запомнить и вызвать в памяти событие давнего прошлого. Однако не определено, сколь давним должно быть это событие, для того, чтобы иметь основания сказать что у человеку отличная память. Исследования показывают, что психология человеческого ума в конечном счёте связана с памятью индивидуума.

Психологи считают, что память базируется на трёх основных этапах:

• Кодирование и понимание информации – это первый шаг. На этом этапе, посредством ощущений, человек может понять ситуацию и подготовить свой ум к тому, чтобы её запомнить. Запоминание может быть визуальным, слуховым, семантическим и даже обонятельным (запоминание запаха или ассоциирование его с чем либо).
• Накопление полученной информации является следующим шагом. На этом тапе человек запоминает информацию, которую он решил сохранить в своей памяти. Это легче сделать по ассоциации с чем либо уже имеющимся в памяти, например номером телефона, запахом, лицом, местом и т.д.
• На последнем этапе происходит извлечение информации, которую хотят запомнить. Память делится на короткую и долговременную. Долговременная память проявляется, например, при воспоминаниях о детстве. Но при наличии психологических проблем иногда бывает невозможно вспомнить то, что происходило 15 минут тому назад.

Способность к запоминанию увеличивается при хорошем питании и наличии других здоровых привычек. Физическая нагрузка увеличивает доступ кислорода к мозгу, и уменьшает риск заболеваний, связанных с потерей памяти, а также способствует защите клеток мозга. Для сохранения памяти важен и хороший сон. Учёные установили также, что социальная активность людей способствует более длительному сохранению хорошей памяти.

Одним из злейших врагов мозга является стресс. Медицина считает, что хронический или острый стресс могут иметь разрушительное воздействие на обрабатывающую систему памяти. На эту систему сильно воздействует и состав пищи, употребляемой человеком. Глюкоза, флавоноиды, жиры и калории воздействуют на области мозга, связанные с памятью. На умственную работоспособность благотворное воздействие оказывают виноград, чай, какао, черника и экстракты гинкго билоба.

Удивительно, но люди, употребляющие немного алкоголя, обнаруживают лучшие результаты тестов на память, чем не пьющие совсем или пьющие слишком много.

Память, как и мышечная сила, требует постоянной тренировки. Чем больше нагрузка на мозг, тем лучше он работает и запоминает информацию.

Когда человек запоминает что-либо, долговременная память создаётся посредством процесса консолидации, основанном на формировании протеинов. При запоминании чего-либо на некоторое время память становится нестабильной, а затем вновь стабилизируется посредством нового процесса консолидации. Другими словами, человек не помнит, что произошло на самом деле, а скорее помнит то время, когда он думал о том, что произошло. Посредством прерывания процесса реконсолидации, следующего за запоминанием, индивидуум может влиять на содержание памяти.

Related posts

Leave a Comment

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.