Электрическая активность нейронов биологических часов

067a0cc581a6a14ca64219a4c707e74c

Биологи из нью-йоркского университета обнаружили новый механизм, посредством которого нейроны биологических часов используют электрическую активность для поддержания в порядке биологических ритмов. Этот результат, опубликованный в журнале Current Biology, может быть применён для лечения расстройства сна и подобных ему болезней. Новый механизм высвечивает именно те особенности биологических часов, которые отвечают за режим поведения и изменений, имеющих место в различное время дня.

Ранее было установлено, что ритмы экспрессии генов калиевых каналов связывают биологические часы с активностью нейронов водителя ритмов. Но экспрессия генов калиевых каналов не является простой функцией часов. Она также выполняет функцию обратной связи для ядерных часов, природу которой и пытались выявить биологи.

В процессе исследования были изучены биологические или циркадные ритмы плодовой мушки дрозофиллы. Кроме того, из предыдущих работ известно, что некоторые, отвечающие за часы гены плодовой мушки идентичны генам человека.

Варьируя активность водителя нейронов, учёные показали, что изменения в электрической активности нейронов биологических часов вызывают изменения в экспрессии циркадных генов. Увеличивая электрическую активность вечером, когда нейроны биологических часов обычно неактивны, исследователи установили, что эти нейроны приобретают профиль экспрессии циркадных генов, типичный для утренних часов. И, напротив, уменьшение электрической активности утром вызывает экспрессию, более похожую на вечернюю. Таким образом, электрическое состояние нейронов биологических часов тесным образом связано с экспрессией генов в нейронах биологических часов.

Координация между включением активности нейронов и экспрессией генов представляет собой процесс, помогающий нейронам биологических часов оставаться синхронизированными и работать очень точно.

В процессе выявления роли регуляторных областей ДНК в генах, отвечающих за активность нейронов биологических часов, предположено, что биологические часы следует рассматривать скорее как систему нейронов, а не как набор генов.