Бактерии стали устойчивы даже к новейшим антибиотикам

бактерии

Устойчивость бактерий к антибиотикам стала намного сильнее. Появление гена устойчивости, идентифицированного в Китае, говорит о том, что скоро появятся бактерии, устойчивые к любому новому типу антибиотиков. Этот ген уже обнаружен в бактериях, вызывающих заболевания у людей.

До сих пор грамотрицательные бактерии оставались чувствительными к особому классу антибиотиков- полимиксинам. Эти антибиотики оставались соединениями «последней надежды», используемыми для лечения инфекций, устойчивых к антибиотикам всех остальных типов.

В 2012 году Всемирная организация здравоохранения признала колистин, наиболее используемый полимиксин, критически важным для здоровья. Но это не остановило фермеров по всему миру, в особенности в Китае, от применения больших количеств колистина для лечения свиней и птицы. И вот теперь обнаружен первый ген устойчивости против колистина, который может свободно перемещаться от одной бактерии к другой. Более того, этот ген уже широко распространён в южном Китае и начал появляться в человеческих инфекциях.

Учёные предупреждают, что поскольку найденный ген может перемещаться от бактерии к бактерии, неизбежно, что бактерии приобретут панрезистентность, став неуязвимыми для всех известных форм антибиотиков. Более того, кажется, что ген легко перемещается между штаммами таких известных человеческих патогенов, как Escherichia coli, а также между штаммами Klebsiella и Pseudomonas, вызывающими большое количество инфекций крови, мочи и кишечника. Устойчивость к антибиотикам этих бактерий уже унесла жизни десятков тысяч человек в Европе и США.

Устойчивость к колистину была известна и раньше, но мутации в генах бактерий не позволяли им распространяться вне пределов своего штамма и его ближайшего потомства. Теперь учёные идентифицировали ген устойчивости MCR-1 , располагающийся на плазмиде ДНК и могущий быть легко передаваемым между бактериями. Это означает, что, как и в случае с другими, рождёнными на плазмиде генами, ген MCR-1 вполне может стать глобальным.